Противодействие экстремизму

Методические рекомендации

С учётом состоявшегося обсуждения участники парламентских слушаний рекомендуют:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

— ускорить рассмотрение проектов федеральных законов № 118634–7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению», № 118707–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению»;

— не допускать принятия проектов федеральных законов, снижающих установленные федеральным законодательством организационно-правовые гарантии информационной безопасности детей.

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

— усилить взаимодействие в рамках межпарламентской деятельности в части обеспечения информационной безопасности детства;

— в рамках деятельности по подготовке программы «Десятилетие детства: включить самостоятельный раздел «Обеспечение безопасности и развития детей в информационном пространстве»; учесть результаты мониторинговых исследований Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества; привлечь к подготовке данного документа участников Национального рейтинга детей и молодежи «Страна молодых».

Правительству Российской Федерации:

— обобщить опыт работы правоохранительных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области разработки и внедрения информационно-аналитических комплексов автоматизированного выявления запрещённой информации в сети Интернет и разработать меры по его распространению;

— разработать поправки в законодательство, устанавливающие механизм внесудебного блокирования информационных ресурсов, пропагандирующих и публично оправдывающих экстремизм и терроризм;

— рассмотреть вопрос о предоставлении прокурорам субъектов Российской Федерации права обращения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с целью внесудебного закрытия доступа к сведениям об организации массовых беспорядков, незаконных публичных акций;

— подготовить предложения по внесению в законодательство изменений, направленных на установление дополнительных законодательных гарантий и введение организационно-правовых мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, содержащейся в играх и игрушках, предназначенных для детей, используемой при оформлении предметов детского повседневного обихода, в том числе размещаемой на сувенирной продукции, товарах бытового назначения, аксессуарах предназначенных для детей и подростков (сумочки, косметички, украшения и другие товары, находящиеся в свободной розничной продаже), и на детской одежде;

— разработать поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», направленные на:

· регулирование распространения информации в социальных сетях с учётом их особенностей;

· возможность закрепления на законодательном уровне нормы об обязательном размещении информации о родительском контроле на сайтах провайдеров и телекоммуникационных операторов;

· формирование мер государственной поддержки производства и распространения информационной продукции, предназначенной для детей, на федеральном, региональном и местном уровнях;

· регламентацию в законодательном порядке правовых последствий экспертизы информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, для производителей и распространителей указанной информационной продукции;

· отмену для детских и детско-юношеских библиотек требования о зонировании информационной продукции;

· закрепление обязанности органов, осуществляющих управление в сфере образования, обеспечивать все необходимые условия для выполнения администрацией образовательных организаций требований о применении административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в местах доступа к Интернету;

— рекомендовать федеральным органам государственной власти, их подведомственным учреждениям, ведомствам и организациям, акционерным обществам с государственным участием, государственным корпорациям, государственным компаниям и федеральным государственным унитарным предприятиям предпринимать необходимые меры для создания детского контента по профилю их деятельности;

— в обязательном порядке включать в ежегодный доклад Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации о положении детей в Российской Федерации самостоятельного раздела «Информационная безопасность детей», в котором должны содержаться сведения о реализации права детей на свободный доступ к информации и на информационную безопасность;

— разработать дополнительные меры финансовой поддержки детских безопасных интернет-ресурсов;

— при формировании бюджета предусмотреть средства, необходимые для подготовки необходимого числа экспертов, владеющих соответствующими знаниями и опытом в области медиабезопасности детей, для своевременного и профессионального проведения экспертизы информационной продукции;

— при формировании плана реализации Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы предусмотреть включение мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей;

— подготовить предложения по формированию системы льгот для производителей фильмов и мультипликационных картин, предназначенных для детей и подростков.

 Министерству внутренних дел Российской Федерации:

— продолжить участие в организации и проведении ежегодных мероприятий по правовому информированию и правовому консультированию, таких, как «Уроки безопасности в Интернете», Единый урок по безопасности в сети Интернет, приуроченных к Международному дню защиты детей, Дню знаний, Всемирному дню ребёнка.

— подготовить предложения по ограничению участия на регулярной основе несовершеннолетних в деятельности общественных движений, ориентированных на выявление незаконного контента в сети и передачу информации в правоохранительные органы для блокировки данной информации.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

— разработать методические рекомендации по доработке дополнительных профессиональных программ для педагогических работников в области информационной безопасности и создать информационную базу данных дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности;

— разработать механизмы софинансирования закупки товаров, работ, услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий для государственных общеобразовательных, специализированных и высших учебных заведений;

— разработать рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети Интернет;

— с учётом предложений экспертов, представителей педагогического сообщества актуализировать и направить в субъекты Российской Федерации перечень видов информации, распространяемой посредством сети Интернет и причиняющей вред здоровью и развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;

— рассмотреть возможность разработки методических материалов, посвященных прививанию навыков грамотного и культурного общения и других коммуникаций в сети Интернет, в рамках учебных дисциплин «Русский язык», «Литература» и «Информатика»;

— обеспечить внедрение мероприятий Национального рейтинга детей и молодежи «Страна молодых» в программы внеурочной деятельности общеобразовательных организаций Российской Федерации;

— с учётом предложений экспертов, представителей педагогического сообщества актуализировать и направить в субъекты Российской Федерации календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, и сформировать календарь образовательных событий;

— поддержать разработанный членами и экспертами Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества курс для начального, общего и полного среднего образования межпредметной области «Основы кибербезопасности» и рекомендовать образовательным организациям Российской Федерации его к использованию в учебном процессе;

— рассмотреть возможность создания на базе педагогических высших учебных заведений центров изучения проблем современной молодежи, направленных на развитие педагогической науки с учетом современных вызовов, организации исследований и курсов для педагогов образовательных организаций, консультирования школьных психологов и разработки новых методических программ, учитывающих новый образ жизни подростков;

— совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить ежегодный мониторинг и единое тестирование проверки качества работы использования средств контентной фильтрации (СКФ) в общеобразовательных организаций и разработать Регламент административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств в местах доступа к Интернету в общеобразовательных организациях;

— совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с учётом предложений экспертов, представителей педагогического сообщества разработать типовой проект сайта образовательной организации в сети «Интернет»;

— подготовить предложения по созданию условий по увеличению количества школьных психологов в образовательных организациях начального и общего образования;

— совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить формирование и регулярное обновление реестра лицензионного программного обеспечения, распространяемого на некоммерческой основе, и обеспечить доступ к данному реестру администраций образовательных организаций и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью максимально безопасного использования информационных технологий;

— ежегодно включать в проект календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры проведение Единого урока по безопасности в сети Интернет;

— совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продолжить работу по актуализации норм и учебных методик использования компьютерных устройств, безопасных для здоровья человека, в связи с распространением новых типов компьютерных устройств;

— обеспечить проведение серии мероприятий для детей и педагогов международного проекта «Сетевичок» и размещение на сайтах образовательных системы ротаций баннеров «Сетевичок», рекламирующих российские безопасные сайты для детей и молодежи в формате «социальной рекламы»;

— организовать ежегодный Всероссийский конкурс социальной рекламы на тему информационной безопасности детей;

— рассмотреть возможность снижения требований к молодёжным и детским общественными объединениями для получения государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

— подготовить методику обучения родителей (законных представителей) основам защиты детей в сети, а также информационно-просветительские материалы для родительской общественности для размещения в сети.

Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

— рекомендовать организациям, осуществляющим управление социальными сетями в юрисдикции Российской Федерации, разработать комплекс мер, направленных на:

· ограничение доступа несовершеннолетних к информации, определенной Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

· предоставление несовершеннолетним пользователям набора необходимых средств для управления своим социальным профилем в социальной сети и использование ряда настроек по умолчанию в целях недопущения взаимодействия детей с опасным или нежелательным контентом;

· предоставление пользователям комплекса опций относительно размещения их персональных данных в социальной сети

— рассмотреть возможность расширения перечня оснований для проведения внеплановых проверок в связи с неисполнением операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обязанности по ограничению доступа к информации, запрещенной для распространения среди детей в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровья несовершеннолетних граждан;

— рассмотреть возможность проведения комплексной информационно-просветительской кампании в целях повышения уровня информированности населения об актуальных угрозах детской безопасности и методах противостояния им, включая информационную поддержку существующих интернет-ресурсов и проектов заданной тематики, семинаров, выставок, форумов по вопросам информационной безопасности в целом и детской безопасности в сети Интернет в частности, а также популяризацию программных и аппаратных решений родительского контроля;

— разработать комплексную программу мониторинга вредного для детей контента в информационно-телекоммуникационных сетях с привлечением профессионального и родительского сообществ, иных общественных объединений, включающую в себя: методы оценки рисков и вреда, с которым дети и подростки сталкиваются при использовании различных инфокоммуникационных технологий; систему «горячих линий» — телефонного и онлайн-консультирования по вопросам информационной безопасности детей и подростков; технологии оценки и повышения цифровой компетентности учащихся и сотрудников образовательных организаций;

— разработать комплекс мер стимулирования внедрения интернет-провайдерами механизмов саморегулирования в сфере информационной безопасности детей;

— совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации подготовить предложения по оптимизации начала оперативно-розыскных мероприятий и фиксации доказательств для изобличения преступников в рамках действующего законодательства о защите детей в информационном пространстве;

— оказывать информационную и организационную поддержку мероприятиям, направленных на повышение профессионального мастерства журналистов в сфере детских, социальных и образовательных средств массовой информации;

— рекомендовать телеканалам с государственным участием увеличить время, выделяемое в эфире на социальную рекламу, ориентированных на детей и родителей;

— совместно с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям обеспечить производство и направление в регионы качественной социальной рекламы о безопасности в сети Интернет, а также оказание содействия в размещении данной социальной рекламы в государственных средствах массовой информации;

— обеспечить подготовку предложений в части обязательного размещения информации о горячей линии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на веб-ресурсах, ориентированных на сбор, обработку и хранение персональных данных несовершеннолетних пользователей.

Министерству культуры Российской Федерации:

— рассмотреть возможность разработать стратегический в части развития детских и детско-юношеских библиотек Российской Федерации документ с учётом предложений экспертов, представителей педагогического сообщества:

— обеспечить увеличение количества государственных грантов на закупку авторских прав на современные произведения для детей и юношества в целях размещения в Национальной электронной детской библиотеке;

— совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации обеспечить подготовку предложений по развитию кадрового потенциала детских и детско-юношеских библиотек Российской Федерации.

Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

— проработать вопрос о создании реестра «белых сайтов» с обязательной возрастной маркировкой сайтов графикой/текстом и специальным тегом, позволяющим автоматизировать процесс фильтрации сайтов, а также разработать механизм подключения провайдеров-поставщиков услуг системы контент-фильтрации к данному реестру.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

— актуализировать нормы использования компьютерных устройств безопасных для здоровья человека в связи с широким распространением новых типов портативных компьютерных устройств, таких как планшетные компьютеры, смартфоны и другие.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» разработать и принять региональную программу обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции, руководствуясь представленными на парламентских слушаниях методическими рекомендациям по разработке данных программ;

— обеспечить ежегодное участие педагогов и сотрудников образовательных организаций в мероприятиях, посвященных обеспечению защиты и безопасности информационной инфраструктуры образовательных организаций по таким темам как «Ведение школьного сайта», «Система контентной фильтрации» и другие;

— обеспечить ежегодное проведение следующих международных ежегодных мероприятий: квест для детей и подростков по цифровой грамотности «Сетевичок»; премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»; дистанционное исследование «Образ жизни подростков в сети»; дистанционная научно-практическая конференция для педагогов и сотрудников образовательных организаций и органов власти по формированию цифрового детского пространства «Сетевичок»;

— обеспечивать проведение мероприятий Национального рейтинга детей и молодежи «Страна молодых», встреч представителей администрации субъекта с детьми — участниками Национального рейтинга и создание практических механизмов вовлечения данных детей в общественную жизнь и процессы решений, затрагивающих их интересы, на уровне муниципалитетов и всего субъекта;

— рекомендовать средствам массовой информации регионального и муниципального уровня внести в редакционные планы размещение материалов по темам: «Права и обязанности детей и родителей», «Защита детей в сети», «Как использовать сеть для развития ребенка», «Защита детей от насилия» и др.;

— обеспечить ежегодное проведение следующих мониторинговых исследований: мониторинг безопасности образовательной среды, мониторинг информатизации образования; мониторинг работы школьных психологов мероприятий;

— обеспечить интеграцию веб-проектов федеральных учреждений и ведомств сферы культуры в учебные программы и деятельность образовательных организаций и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— оказать содействие в вовлечение журналистов к участию во Всероссийском конкурсе для журналистов «Семья и будущее России»;

— обеспечить проведение просветительских мероприятий для журналистов, направленные на развитие и повышение качества социальной журналистики;

— не менее двух раз в календарный год организовывать проведение родительских собраний или других мероприятий, посвященных осуществлению защиты и развитию детей в информационном пространстве, с целью информирования родительской общественности.

Cписок экстремистских материалов

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Министерство юстиции Российской Федерации

Линия помощи «Дети Онлайн»

Служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных учреждений

Звонки по России бесплатные. Позвонить можно с 9 до 18 (по московскому времени) по рабочим дням. 

Прием звонков осуществляется по телефону: 8-800-25-000-15 (звонок по России бесплатный) по рабочим дням , прием электронных сообщений по адресу: helpline@detionline.com.

Безопасный Интернет

 Интернет-ресурсы и технические программные решения, публикующие и распространяющие информационный контент, запрещенный для детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельными законодательными актами Российской Федерации, которым рекомендуется реализовать следующие меры:

1. До ознакомления с информацией, публикуемой администрацией интернет-сервиса и запрещенной для детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельными законодательными актами Российской Федерации, пользователь должен пройти регистрацию, указав Ф.И.О., номер телефона и возраст. Дальнейший доступ к информации должен быть разрешен только для совершеннолетних граждан, и, в случае недостижения пользователем совершеннолетнего возраста, администрация интернет-ресурса обязана отказать в регистрации и ограничить самостоятельный доступ к сайту.

Организациям и физическим лицам рекомендуется исключить рекламу данных Интернет-ресурсов или технических программных решений, включая размещение информации об их работе, контенте и другой информации в сети "Интернет", для неограниченного круга лиц, среди которых могут быть несовершеннолетние пользователи.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie