Песочная терапия
Цели и задачи
Основная цель: Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
Задачи:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность ,стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
2. Развитие познавательных психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений
3. Развитие фонематического слуха, дифференциация, автоматизация звуков в слогах, словах, , обучение чтению и письму
4. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства
5. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии
6. Снижение психофизического напряжения
7. Актуализация эмоций
8.Формировать позитивное отношение к своему «Я», позитивное отношение к сверстникам
9. Побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
10.Использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.
11.Развивать речь ребенка, обогащать его словарный запас.
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу
5. Закрепить представления об окружающем мире.
6. Знакомство с звуками и буквами, обучение чтению
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
3. Воспитывать слуховое внимание и память
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память)
2. Развивать логическое мышление
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
4. Развивать умение действовать по инструкции
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно
тактильно-кинестетической чувствительности
Основные направления
Игровая деятельность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое направление
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;
Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Программа занятий
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Примечания |
1 |
Знакомство со свойствами песка «Чувствительные ладошки» |
1 |
||
2 |
«Что спряталось в песке?» Знакомство с Песочным Человечком |
1 |
||
3 |
«В гостях у Песочной феи» Путешествие в Волшебную страну |
1 |
||
4 |
« В гостях у золотой рыбки. Аквариум» |
1 |
||
5 |
«Солнечный мальчик» |
1 |
||
6 |
Построение мира «МОЯ СЕМЬЯ» |
1 |
||
7 |
«Колобок» |
1 |
||
8 |
«Городок игрушек» |
1 |
||
9 |
«Путешествие к гномам в горы» |
1 |
||
10 |
Песочная грамота |
1 |
||
11 |
Песочная грамота |
1 |
||
12 |
Путешествие в страну А |
1 |
||
13 |
Путешествие в страну О |
1 |
||
14 |
Путешествие в страну волшебных букв |
1 |
||
15 |
Сказка о том как буквы подружились |
1 |
По необходимости количество часов можно увеличить |
|
16 |
Сказка о том, как буквы подружились |
1 |
||
17 |
Домашние животные |
1 |
||
18 |
Лесные животные |
1 |
||
19 |
Животные жарких стран |
1 |
||
20 |
Насекомые |
1 |
||
21 |
Сказка «Теремок» |
1 |
||
22 |
Построение мира « Сочиняем сказку» |
1 |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»